МКОУ "Виноградненский лицей им. Дедова Ф.И."
Виноградное село, Городовиковский район, Калмыкия Республика
  • Долгополова А.Г.

    Жизнь отданная школе                                           

    Жизнь человеческая измеряется годами не только после рождения, но и после смерти. Только отличается тем, что после рождения человек формируется в обществе, а после смерти память об этом человеке сохраняется в воспоминаниях и зависит от того, что он оставил после себя.

    Этот рассказ об удивительной женщине, в которой были слиты воедино щедрость души и талант общения, чуткость и сострадание, великое терпение и благородство, об учителе с большой буквы, которая оставила яркий след в истории нашей школы, села, нашего района и даже республики, о Долгополовой Анне Григорьевне. Она вложила частицу своего труда и сердца в дело образования и становления Калмыцкой АССР.

    Учитель, педагог – не профессия. Это линия жизни. Можно научить ремеслу, но нельзя научить душевной теплоте. Можно научить передавать знания, но нельзя научить любви. Настоящий учитель помогает нам, детям, развиваться, расти ввысь. Помогает врастать корнями в жизненную почву и не гнуться под порывами ветра, а тянуться к свету знаний, свету добра. Именно таким учителем, педагогом была Долгополова Анна Григорьевна.

    Детство

    На широком донском просторе росла и взрослела озорная девчонка Анюта.  Село Ильичёвка Базковского района Ростовской области  располагалось по соседству со станицей Вёшенской, выпустившей в жизнь Шолохова Михаила Александровича.

    30-е годы прошлого века. Семья Сивоконьевых жила бедно. Мать Анюты вела хозяйство, отец был простым рабочим. В 1939 году отец Ани Григорий уезжает в г. Буденновск на заработки и забирает дочь с собой для дальнейшего обучения. Григорий дома бывал редко, много времени проводил за рулём такси. Воспитанием Ани занимались её тёти. Учёба давалась легко, несмотря на то, что тёти были неграмотные и девочке никто не помогал. Любимым занятием Ани была игра в школу.

    Вскоре началась война. Отец ушёл на фронт в первые дни войны.  Семья перенесла все лишения военных лет: голод, холод. Несмотря на это, учёбу Аня не бросала.

    И даже в такой тяжёлой военной обстановке жажда знаний не покидала Аню ни на минуту.

    Особенно тяжёлыми были первые 2 года войны, когда враг теснил наши войска, занимая города и сёла. В школе не было ни одного человека, у которого бы не было похоронок с фронта. У отца Ани погибло 5 братьев, но сам Григорий выжил. Он прошёл всю войну, от Ленинградского фронта до Дальнего Востока.

    Школу Аня окончила с отличием. Её детские мечты воплотились в реальность. Лучшие годы своей жизни Анна посвятила школе, ученикам.

    Из воспоминаний Анны Григорьевны: «Тетради делали из газет. Писали огрызками карандашей между газетных строчек. Учебник давали один на 5 – 6 человек. Школа работала в три смены, так как многие школы города были отданы под госпитали. Каждый день перед началом занятий всех учеников выстраивали в коридоре. Все слушали сообщения с фронта и пели песню «На бой кровавый…».

     

    Начало педагогической деятельности

    В 1946 году, после окончания училища, на льготных условиях Анна была зачислена в Ставропольский пединститут. На учёбу в институте пришлись «голодные» послевоенные годы. От голода пухли пальцы на руках. Но и это не стало помехой в учёбе. Закончила Анна уже Ростовский пединститут.

    Диплом с отличием получила в 1950 году.

     Анна слева

    Трудовую деятельность молодая красавица учительница начала с  сентября 1950 года в Башантинской средней школе №1, куда попала по распределению. Первые шаги самостоятельной трудовой деятельности начались с преподавания истории, логики и психологии. Уверенность в работе помогли ей приобрести её коллеги, дорогие и близкие друзья: А.С.Костин, М.П.Костина, Ю.П.Тепикина, Р.Н.Суржикова, М.И.Рогожина, Ф.Т.Черноволенко.

    Из воспоминаний Анны Григорьевны: «Я хорошо помню 1 сентября 1950 года, когда на торжественную линейку вышли разновозрастные дети, молодые учителя, а затем появились педагоги – фронтовики. Директор школы Волошин Георгий Васильевич любезно называл нас – «моя гвардия»!

    Оснащение школы было очень бедным (доска, мел, недостаток учебников, таблиц). О технических средствах обучения не было и речи. И мы понимали, что самому учителю многое надо уметь и многому учиться. Радовала нас в этот период тяга детей к знаниям. Между учителями и учениками устанавливались дружеские отношения. Работать приходилось много.».

     Второй ряд, вторая слева

    Анна Григорьевна очень любила своих учеников, и они отвечали ей взаимностью. При наполняемости классов 30-40 человек, на её уроках всегда стояла тишина. Ребята с огромным интересом и вниманием слушали увлекательные рассказы молодой учительницы. Ведь в свою работу Анна Григорьевна вкладывала частичку своей души.

    Многие годы Анна Григорьевна была руководителем драмкружка, при помощи которого смогла сплотить разношёрстный детский коллектив. Целый год готовили воспитанники кружка пьесу «Богдан Хмельницкий». Репетировали вечерами, костюмы шили в основном из марли и бумаги. Использовали акварельные краски. В результате пьеса имела большой успех у зрителей, а артистов переполняла гордость за свой труд.

    Анна Григорьевна обладала огромным трудолюбием, учительским талантом. Чуткой, внимательной, заботливой она была не только в трудовом коллективе, но и в семье, как мать, как жена. Работая в таком напряжённом режиме, Анна Григорьевна успевала воспитывать троих детишек: Нелли, Ольгу и Игоря. Конечно, без помощи любимого человека ей бы это не удалось. Рядом с ней всегда был верный соратник, мудрый советчик, муж Долгополов Фёдор Михайлович.

    Из воспоминаний Долгополова Фёдора Михайловича: «Жизненные человеческие судьбы складываются весьма прозаически. Но для каждого из нас в одно и то же время судьба как знак, как предначертанье сопровождает нас от дня рожденья до заката.

    Был август месяц 1950 года. Мой товарищ, ничего не говоря о прибывшей в Башанту (Городовиковск) из Ростовского пединститута учительнице Сивоконевой Анне, пригласил меня в парк, где обычно проводит время молодёжь, зазывно играет музыка на танцплощадке.  Для меня, три дня как вернувшегося из рядов Советской Армии, всё было как-то вновь. Прогуливаясь по аллее, мы вдруг встречаем двух молодых девушек, одна из которых подруга Саши – Таня, а другая и была моей Анечкой. Она стояла в оцепенении и только одни её пылающие глаза, как у потомственного мага, были устремлены в мой лик. Аналогичная картина прослеживалась и в моём поведении. Мы долго, до самой поздней ночи, прогуливались по аллеям, не говоря друг другу ни слова. Только пальцы наших горячих рук, сплетённые в единое целое, временами вздрагивали, словно по ним пробегал какой- то таинственный знак нашей обоюдной вечной любви.

    Вскоре мы зарегистрировали своё супружество. Я учился в БСХТ на ветотделении, окончив его с отличием. Анечка усердно трудилась на ниве воспитания молодого поколения. Построили свой дом, посадили деревья, виноградник, вырастили троих детей. Трудно передать словами сущность этого человека:

                работоспособность – муравья; сердечность – купол святого собора; человеколюбие – сияние солнца».

    Были и первые результаты в работе. Многие учащиеся оканчивали школу с золотыми и серебряными медалями. Среди них:  Агеева Т., Шарапова Г. – врач- гинеколог областной больницы, Волошин Э., Пересадина Р., Пружинина А.- жила и работала архитектором в Москве, Олиференко А.- геолог, работал в Африке.

    Учеников тех лет отличало трудолюбие, доброта, чуткость и отзывчивость, желание добывать знания самостоятельно.

    В школе работы было  много. Учителей не хватало. Приходилось работать в две смены. В середине 60-х годов Анна Григорьевна преподавала в сельхозтехникуме историю и политэкономию. В 1967-69 гг. заведовала кабинетом политпросвещения РК КПСС.

     Вторая слева за столом

    В 70-е годы почти полностью обновились педколлективы школ района, и в каждом можно было встретить учеников Анны Григорьевны. Это и М.И.Хено, Г.И.Нечипуренко, А.Е.Агеева, Т.А.Шаповалова, Р.П.Жмуданова, М.П.Штрыкунов, Ю.П.Беланова. Трудно перечислить всех тех, кого одарила своей щедрой душой и благородным сердцем учителя Анна Григорьевна.

        

    Анна Григорьевна с коллективом ГСШ№1, 5-я слева

    Золотая середина

    В каждом возрасте у человека есть своя «золотая» середина. Так вот, лучшие годы своей жизни Анна Григорьевна посвятила нашей Виноградненской средней школе, работая в должности директора школы и учителя истории и обществознания.

    В новом коллективе Виноградненской школы, третий ряд третья справа

    В 1969 году руководство Виноградненской средней школы Анне Григорьевне передал Байков Иван Николаевич. К этому времени свыше 700 учащихся обучались в новом школьном здании, построенном в 1964 году. Анне Григорьевне, как новому директору школы, пришлось многое начинать с нуля, а это требовало от нее немало сил и энергии.

    Должность директора  требовала грамотной организации жизни школы. Энтузиазм, высокий профессионализм, прекрасные организаторские способности, желание что-то изменить привели к замечательным результатам. Школа перешла на кабинетную систему обучения. Ребятишки начали заниматься в одну смену. Огромную помощь в оснащении школы оказывал председатель колхоза «Пролетарская Победа», герой социалистического труда, Дедов Фёдор Иванович. Намного выросла материальная база.

    Новые телевизоры для кабинетов

    В 70-е годы из Москвы было доставлено новое оборудование для кабинетов и лабораторий химии, биологии, физики. Лингафонные кабинеты иностранных языков. Все кабинеты школы были оснащены всем необходимым для учебного процесса. Кабинет физики был признан лучшим в районе. В нём часто проводились занятия и семинары учителей физики республики. Этим кабинетом заведовал Швыдкий Н.Д. – заслуженный учитель школы КАССР, методист.

    Кабинет физики оснащен новейшим оборудованием

    Внимание, чуткое отношение к коллегам, желание вовремя прийти на помощь, заметить результаты труда, дать оценку – всё это вело к уверенности и желанию молодых работать ещё лучше.

    Сама Анна Григорьевна по специальности – историк. Её уроки всегда были глубоко продуманы, содержательны, не похожи один на другой. Каждый вопрос заставлял думать, анализировать, сравнивать, не оставлял равнодушным к изучению материала.

    Авторитет Анны Григорьевны был непререкаем. Она знала каждого ученика в лицо и по имени. В школу приходила чуть свет и уходила часто затемно (а дома любимую мамочку ждали с нетерпением трое детишек).  Анна Григорьевна знала обо всех занятиях в школе, всё видела, всем интересовалась. Двери её кабинета всегда были открыты как для учителей и работников школы, так и для учеников и их родителей. На уроке или в беседе Анна Григорьевна всегда умела найти нужные слова, которые заставляли людей пересмотреть своё поведение. Она всегда внимательно выслушивала мнение ребят и коллег и никогда не говорила: «Ты неправильно думаешь. Надо так…». Руководила ненавязчиво, не подавляя самостоятельность и инициативу. На собраниях говорила ярко, остроумно, не читая нудных нотаций.

    На общешеольной линейке

    За анализом посещения директором уроков следовали глубоко продуманные, научно обоснованные выводы, если необходимо – тактичные замечания и рекомендации.

    Из воспоминаний ученицы Балаклеец Л.И., депутата Народного Хурала РК: «Об этом человеке можно рассказывать бесконечно. Ею прожита большая, яркая и активная жизнь.

    Она была строга с нами. В нашем уважении к ней была и доля страха, но это был страх потерять её доверие. Она никогда не кричала, но одно её слово, взгляд, могли окрылить или заставить покраснеть от стыда.

    Однажды, это было за два месяца до выпускных экзаменов, Анна Григорьевна вошла в класс и как-то совсем иначе, чем на уроке, внимательно и светло посмотрела на нас. А потом заговорила. Не о консультациях и билетах, а об экзамене жизни, в которую мы вступали, и к которому школа готовила нас 10 лет. Той жизни, в которой есть любовь (и любить нужно уметь!) и трудности (пусть хватит сил преодолеть их!), и святой долг перед Родиной. И о многом ещё сказала Анна Григорьевна, близком и волнующем, о чём каждый из нас не раз думал наедине с собой и о чём, оказывается, так необходимо было услышать.

    Нет, мы тогда не сказали ей слов благодарности, тем более что по настоящему поняли и оценили богатство её ума и души, мастерство педагога гораздо позднее… Но, сейчас, мы стараемся жить так, как учила нас Анна Григорьевна, и передаём этот бесценный жизненный опыт своим детям и внукам.

    Настоящим «детищем» Анны Григорьевны был интернат для детей из хуторов Ахнуд и Малый. Для нормального проживания детей в 1970 году за счёт средств колхоза «Пролетарская Победа» было отстроено новое здание на 100 мест. Были созданы все условия для комфортного проживания детей, оторванных от семей. Оборудованы комнаты отдыха и подготовки к занятиям, столовая, санузлы. Анна Григорьевна всегда интересовалась жизнью детей в интернате, лично проверяла соблюдение режима дня, составляла меню на каждый день и снимала пробы в столовой. Закрепляла за слабоуспевающими детьми сильных учеников, чтобы подтянуть тех в учёбе. Была инициатором многих мероприятий, проводимых для детей в интернате.

    Здание интерната сегодня

    Трудовые победы

    С 1981 года Виноградненская средняя школа была преобразована в школу с продлённым днём. В целях дальнейшего расширения  общественного воспитания, создания более благоприятных условий для всестороннего развития учащихся и оказания помощи семье в воспитании детей был составлен новый режим работы с учащимися. По-разному отнеслись родители к переходу на новый режим. Некоторые были против, поэтому педколлективу школы, во главе с директором пришлось много поработать как с родителями, так и с учащимися. В итоге большинство учащихся с желанием посещали группы, и родители почувствовали реальную помощь в подготовке детей к учебным занятиям.

    Результаты не заставили себя долго ждать. Было ликвидировано второгодничество, около 40% учащихся учились на «4» и «5». Анна Григорьевна видела развитие школьного образования не в администрировании, а в сфере педагогической деятельности. Для неё основной задачей была корректировка взаимоотношений детей и взрослых.

    Большая работа в школе проводилась по трудовому обучению, профориентации учащихся, закреплению их на селе. Был построен культстан, где летом отдыхали и трудились более 200 учащихся.

    Культстан на 50 мест

    На культстане были оборудованы корпуса, в которых располагались столовая, спальни для послеобеденного отдыха. На близлежащем водоёме оборудован пляж.

    Из статьи Долгополовой А.Г.: «Я благодарна педколлективу, всем работникам, родителям, учащимся за их прямоту в суждениях, за критику работы администрации, за их активность и творческий поиск. С высоты пройденных лет скажу, что в работе школы очень многое зависит от слаженности в работе администрации. Коллегиальность в работе директора и завучей, согласованность и взвешенность в решениях, порождали атмосферу взаимопонимания, доверия, ответственности и деловитости в коллективе».

    Ученическая бригада находилась на полном хозрасчёте. Она была лучшей не только в районе, но и в республике. Ежегодно УПБ занимала призовые места в различных смотрах, являлась участником ВДНХ СССР 1980 года. Колхоз был полностью укомплектован кадрами – выходцами из УПБ.

    Занятия УБП

    Высоко были оценены результаты работы школы. По линии Министерства просвещения КАССР в 1978 году школу наградили трактором «Беларусь», автомобилем «ГАЗ-51»  и автобусом.

    Также школа славилась своими хоровыми и танцевальными коллективами, вокальными ансамблями, эстрадным оркестром. Из года в год учащиеся школы – победители районных и республиканских смотров художественной самодеятельности.

    Школьная эстрада

    Анне Григорьевне удалось грамотно организовать жизнь школы и весь учебно-воспитательный процесс. Много сил и знаний было отдано становлению и развитию взаимоотношений детей и взрослых. Анна Григорьевна обладала особым умением находить общий язык с самыми «трудными» детьми и их родителями. Умела познать их внутренний мир, дать полезный совет, если нужно, проявить требовательность. Исключительная работоспособность, глубокие знания, сдержанность и доброжелательность – черты, которыми обладала Анна Григорьевна. Это результат упорного труда, постоянного воспитания и самовоспитания, образования, обучения и самообучения. На это способны  только люди с твёрдым характером и огромной силой воли.

    Чуткой, внимательной и заботливой Анна Григорьевна  была не только в трудовом коллективе, но и в семье, как мать, жена, бабушка и прабабушка. Вырастила педагогов в своей семье: двое из троих детей Анны Григорьевны продолжили учительскую династию. Нелли Фёдоровна работает в Элисте педагогом дополнительного образования и преподаёт музыку. Ольга Фёдоровна - филолог, начинала свою педагогическую деятельность в стенах нашей школы. Внучка,  Швыдкая Елена Николаевна - учитель физики и информатики в нашей школе. Некоторое время и Фёдор Михайлович под началом влиятельного директора преподавал рисование.

    Из воспоминаний Швыдкой Е.Н.: «Моя бабушка была воплощением любви, добра и терпения. Она была очень гостеприимным человеком. Летом в её дом съезжалась вся наша большая родня, и никто не был обделён вниманием хозяйки. Даже в самые трудные времена, когда пенсии еле хватало на хлеб, бабушка умудрялась сытно и вкусно накормить всех гостей. А вкус её ароматных пирогов навсегда остался в моей памяти.

    Когда я приехала в село Виноградное и начала работать в нашей школе, у меня ещё не было близких друзей, с кем я могла бы поделиться своими мыслями. Зато рядом со мной была моя милая, родная бабушка. Это она поддерживала меня во всех начинаниях, была мне не просто бабушкой, но и лучшей подругой. Она всегда давала своевременный совет, утешала ласковым словом.    

    Моя бабушка воспитала пять внуков и трёх правнуков, и, причём я никогда не видела её в гневе. Бабушка Аня всегда говорила: - Криком ничего не добьешься, только любовью, лаской. Именно такой, любящей и ласковой она осталась в моей памяти, а её образ, её дела и поступки будут для меня путеводной звездой».

    Анна Григорьевна являлась членом КПСС с 1960 года. Она смогла организовать «Университет педагогических знаний», имела большой стаж пропагандистской работы. 14 лет руководила теоретическим семинаром по коммунистическому воспитанию в школе. На занятиях семинара аудитория всегда «работала» на приём, там никогда не было равнодушных. Избиралась неоднократно депутатом Виноградненского сельского совета народных депутатов, депутатом райсовета, являлась членом райкома партии.

    За большие заслуги в обучении и коммунистическом воспитании учащихся Анна Григорьевна удостоена почётного звания «Заслуженный учитель школ Калмыцкой АССР». За активное участие в общественной жизни школы, села, района Анна Григорьевна награждена медалью «За доблестный труд» в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И.Ленина. Грамотой верховного Совета КАССР за многолетнюю пропагандистскую работу. Имеет именные грамоты РК КПСС, райисполкома, РайОНО.  В 1981 году Анне Григорьевне был вручён орден «Дружбы народов».

    Награды Анны Григорьевны

    Untitled-3Находясь с 1983 года на заслуженном отдыхе,  Анна Григорьевна постоянно поддерживала связь с педколлективом, передавала свой богатейший жизненный, профессиональный опыт.  Всю свою жизнь она благодарила коллег, с кем ей приходилось работать, и помнила о тех, кто в разные периоды ушёл из жизни. 20 лет  Анна Григорьевна являлась членом школьного музея, направляла поисковую деятельность по теме «Развитие системы народного образования на селе».

    Она была всегда желанным гостем школы, музея и незаменимым советчиком, педагогом, другом в работе музейного актива учащихся. А двери её квартиры всегда были открыты для общения.

    первый выпуск25 июня 2005 года Анна Григорьевна проводила классный час с одним из первых своих выпусков. Спустя 50 лет ученики и классный руководитель снова оказались вместе. Встреча была очень тёплой. А тот выпуск по-настоящему звёздным – 4 медалиста: 3 золотых и 1 серебряная медаль!

    25 апреля 2016 года на Аллее Героев в Элисте моя старшая сестра Ангелина приняла участие в акции «Учитель в сердце моём», цель которой сохранение памяти о педагогах республики, внёсших вклад в развитие общества, оказавших большое влияние на жизнь и судьбу людей, как в небольшом селе, так и в столице.  На штендере в руках Ангелины была фотография нашей бабушки Долгополовой Анны Григорьевны. Эта акция дала старт тёплой волне памяти и благодарности учительству с надеждой на дальнейшее продолжение.

    На сайте БПОУ РК «Элистинский пед.колледж им.Канукова» есть страничка, посвященная Долгополовой Анне Григорьевне:

    http://uchitel.1gb.ru/uchitel-v-serdtse-moem/2061-dolgopolova-anna-grigorevna

    Время, к сожалению, необратимо. Ушли из жизни многие коллеги Анны Григорьевны, стареют ученики, но образ дорогого учителя остается в памяти вечно молодым. Она очень торопилась жить, и в своём дневнике в 1976 она об этом писала:

             

     

    Друзья мои!

                Всё чаще голос времени я слышу,

                Что вечно лишь оно одно,

                А жизнь- короткий миг всего!

                            И крикнула я времени:

                            Не верю,

                            Что за поворотом той дали

                            Есть конец пути!

                Ты слышишь, Время!?

                Я вечно вдаль хочу идти!

                Время!

                Хочу луч солнца удержать в руке,

                Хочу плыть облаком,

                            чтоб вечно видеть землю эту.

                Хочу песчинкой стать, чтоб слышать шелест трав и пенье ветра.

                Хочу росинкой быть,

                чтоб ощущать рассвета синий запах.

                Но только здесь, не там…

                Неумолимое, остановись на миг!

                            Дай жажду жизни утолить.

                Смеёшься Ты, не скрою,

                Но всё равно с тобой поспорю!

     

                            (15.11.76, г. Махачкала, Спор со временем)

    Мне кажется, что всем, кто учился у Долгополовой Анны Григорьевны, крупно повезло.  Это о ней можно сказать: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Верю, что у каждого из вас был в жизни такой Учитель. Который научил писать и читать. Понимать  и ценить прекрасное. Видеть дальше собственного носа и самому разбираться, что же происходит с нами в этом мире. А если он говорил ещё, что простые человеческие слабости вовсе не пороки и возлюбить ближнего своего – вовсе не грех, то считайте, вам крупно повезло!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie